Ирландская Волынка

    Традиционная ирландская музыка в наше время все более и более распространяется в России. Растет интерес к культуре Ирландии, в том числе к неотъемлемой ее части — музыкальным инструментам. Мы недавно услышали, но уже успели полюбить звучание бойрана, тин и лоу вистлов, и, наконец, самого редкого из подобных инструментов — илин пайпов.

    0
    186
    Традиционная ирландская музыка в наше время все более и более распространяется в России. Растет интерес к культуре Ирландии, в том числе к неотъемлемой ее части — музыкальным инструментам. Мы недавно услышали, но уже успели полюбить звучание бойрана, тин и лоу вистлов, и, наконец, самого редкого из подобных инструментов — илин пайпов.
    Их название «uilleann pipes» переводится, как «локтевая волынка», и происходит от ирландского слова «uilleann», означающего «локоть». Дело в том, что для игры на них используется именно локоть (при игре мешок с воздухом надувается мехами, прижатыми к руке), в отличие от их гораздо более известных дальних родственников — шотландских волынок. Название «uilleann pipes» получило широкое употребление только в начале нашего века, а до того времени они были известны, как Union pipes.
    История инструмента очень плохо документирована, и до нас дошли лишь разрозненные факты и некоторые даты. Известно, что история игры вообще на волынках в Ирландии насчитывает около 13 столетий, а иллианпайпы выделились, как исключительно ирландские инструменты только в начале XVII века. Как уже упоминалось, не существует точного источника, каким-либо образом рассказывающего об их развитии. Игра на иллианпайпах наиболее широко была развита в Ирландии в период до Великого Голода (до 1847 г.), и не была ограничена какими-либо социальными слоями. Изменения в обществе, связанные с голодом и массовой эмиграцией ирландцв, во второй половине XIX в. привели к почти полному упадку инструмента, и последние волынщики нашли убежище в работных домах.

    Их внешний вид, такой, какими мы видим их сейчас, установился в начале XIX века. Уже тогда они были крайне редки, и были спасены только усилиями братьев Тэйлоров и капитана Фрэнсиса О’Нила в начале XX века в Чикаго. Позже в Ирландии их развитию и популярности способствовали Шеймас Эннис (Seamas Ennis), Лео Роусам (Leo Rowsome), Джонни Доран (Johnny Doran) и другие.

    Одной из главных проблем иллианпайпов, тем, из-за чего они и стали так редки, является сложность игры. Действительно, на них очень сложно научиться играть,хотя сложности эти в основном механические. Кроме того, до недавнего времени было достаточно сложно найти сам инструмент, ибо они изготавливаются исключительно вручную немногими мастерами в мире.

    Таким образом, мы подходим к центральной части этого рассказа: как, собственно, выглядят, и из чего состоят ирландские волынки, или иллианпайпы.

    Внешний вид их достаточно устрашающ, и человеку, слабо разбирающемуся в тонкостях музыкальных, и, в частности, духовых инструментов, может стать нехорошо. Однако автор все-таки попробует кратко рассказать об их конструкции.

    В фулл-сет (т.н. «полный» или стандартный набор) волынки обычно входят: меха, мешок для воздуха, мелодическая трубка, бурдонные (басовые) трубки, и регуляторы. Всего трубок семь: мелодическая трубка, три бурдонных и три регулятора.

    Воздух в мешок подается мехами, в отличие от шотландских волынок, в которых это делается ртом. Кроме того, на иллианпайпах играют сидя, что при их конструкции дает определенные преимущества. Мелодическая трубка (играющая основную мелодию), держится напротив верхней части ноги играющего, позволяя приглушать ее в любой момент. Это дает возможность играть как стаккато, так и легато.

    Бурдонные трубки (музыкальная энциклопедия определяет, что «бурдон — непрерывно звучащие 1-3 басовых звука, примитивная форма многоголосия») прикреплены к общему основанию (стоку), которое оснащено клавишей остановки, позволяя включать и выключать их во время игры. Это может быть использовано для динамического эффекта, или для того, чтобы убрать их фоновый звук, когда музыкальное произведение играется в ключе, не подходящем для басового аккомпанемента. Бурдонные трубки настраиваются в кварту, квинту, сексту и октаву к мелодической трубке, обеспечивая постоянный фоновый звук, ассоциирующиеся у большинства слушателей именно с волынками.

    Подобное строение (за исключением, конечно, метода подачи воздуха локтем) имеют и шотландские волынки. Но у иллианпайпов есть одно существенное отличие. В их конструкции присутствуют регуляторы. Регуляторы — это похожие на мелодическую трубки с четырьмя или пятью клавишами, позволяющие исполнителю аккомпанировать самому себе игрой аккордами. Всего регуляторов обычно, как уже говорилось, три: бас-, тенор-, и баритон-регуляторы. На них играют запястьем во время игры, или пальцами, если одна рука временно не участвует в игре мелодии. В руках мастера регуляторы могут добавить воистину «новое измерение» к музыке, хотя их диапазон и ограничен. На них можно играть по одному, или на всех вместе, аккомпанируя мелодии, играемой мелодической трубкой. Регуляторы не являются обязательным элементом игры на иллианпайпах, и некоторое количество профессионалов их вообще не использует, а некоторые народные стили используют только их.

    Фактически, все существующие инструменты — ручной работы, и слишком большое количество деталей означает, что вряд ли они когда-нибудь станут дешевыми. Начинающим совершенно не обязательно начинать с фулл-сета , а лучше с т. н. «практического», то есть тренировочного. Не стоит понимать этот термин, как инструмент более низкого качества — это, собственно не весь инструмент, а всего лишь мешок, меха и мелодическая трубка, без дорогостоящих бурдонных трубок и регуляторов. Он позволяет начинающему получить первоначальные навыки манипулирования мешком и мехами и изучить основы игры на мелодической трубке. Когда учащийся «перерастает» «практический набор», добавляются бурдонные трубки, и из практис-сета получается хаф-сет (half-set). Многие уже счастливы остановиться на нем, но наиболее терпеливые и талантливые поддаются искушению и добавляют регуляторы для получения фулл-сета, потратив годы на постижение подлинного мастерства.